Версия для слабовидящих

Выключить

Изображения

Выключить Включить

Размер шрифта

А А А А А А

Цветовая схема

Обычная Белая Черная

Певец Рязанской Мещеры

14.02.2022
254
0
Писатель Константин Георгиевич Паустовский (1892 – 1968) в десятках своих восхитительных рассказов воспел Рязанскую Мещёрскую сторону, и имя его навсегда теперь связано с этим краем за рекой Окой.

«Мещёрский край, лесной прекрасный край к северу от Рязани. Этот край является, пожалуй, наилучшим выражением русской природы с её перелесками, лесными дорогами, поемными приокскими лугами, озёрами, с её широкими закатами, дымом костров, речными зарослями и печальным блеском звёзд над спящими деревушками».

Константин Паустовский вспоминал, что любовь к природе «завладела им с детских лет». Уже в первых его произведениях чувствуется особое авторское внимание к живому миру. Но, как он сам признавал, далеко не всегда удавалось «видеть и понимать прекрасное». Это неповторимое авторское чутьё пришло к писателю после встречи с Рязанским краем.

«После Мещеры я стал писать по-другому — проще, сдержаннее, стал избегать броских вещей и понял силу и поэзию самых непритязательных душ и самых невзрачных вещей...» — так говорил писатель.

А в поселок Солотча, знаменитый древними монастырскими постройками, что расположен недалеко от Рязани, Паустовскому посоветовал съездить знакомый священник. Путь в Солотчу пролегал по железной узкоколейной дороге через город Владимир, рабочий поселок Тума, городок Спас-Клепики и знаменитый мещёрский лес. Рязанская узкоколейка шла неторопливо, и за время пути Паустовский не уставал восхищаться красотой русской природы. В Солотче он остановился в доме на территории усадьбы известного русского художника-гравёра Ивана Пожалостина. Интересно заметить, что здесь жили и работали многие известные люди: В.В. Вересаев, А.П. Гайдар, А.А. Фадеев, К.М. Симонов, В.С. Гроссман, А.И. Солженицын.

В этот деревянный дом писатель часто приезжал в 1930-х годах. Из Солотчи Паустовский уходил в походы и прогулки к озёрам, в поля, в села. Рабочий стол писателя всегда украшал душистый букет полевых цветов, за которыми он отправлялся на заливные луга Солотчи, а порой, переплывая на пароме Оку, — в Новосёлки. Ныне из Солотчи по бескрайним Рязанским землям в разные стороны тянутся так называемые «тропы Паустовского», по которым проводят экскурсии.

Именно в Солотче он написал цикл «мещёрских» рассказов. Тишина, от которой «звенит» в ушах, настраивала Паустовского на какой-то особенный душевный лад. Ничто не ускользало от пристального взгляда творца: появившееся золото в листьях, первый клин журавлей, сырость садовых дорожек, туманы над рекой, запахи трав в воздухе… Он с лёгкостью находил общий язык с простыми деревенскими жителями, с любопытством расспрашивал их об истории древних селений, о реках, рыбалке, новостях.

Такие, простые на первый взгляд, разговоры и чувства наполнились под авторским пером непередаваемой искренностью и жизнелюбием.

Чтобы в этом убедиться, достаточно прочитать любой из его рассказов. Писатель был убеждён, что одной жизни мало, «чтобы испытать до конца всё очарование, всю исцеляющую силу нашей русской природы». Этому «краю полей» он посвятит повесть «Мещёрская сторона», в котором признается, что Рязанский край стал для него олицетворением Родины.

Паустовский писал, что даже пара дней, проведённых в Солотче, чудесным образом улучшали его самочувствие. Не зря его описания природы признаны лучшими образцами мировой литературы.

Неизгладимое впечатление на Паустовского произвело и село Константиново, родина С. Есенина.

«Есенину я обязан многим. Он научил меня видеть небогатую и простую рязанскую землю — её синеющие речные дали, обнажённые ракиты, в которых посвистывал октябрьский ветерок, пожухлую крапиву, перепадающие дожди, молочный дым над сёлами, мокрых телят с удивлёнными глазами, пустынные, неведомо куда ведущие дороги», — писал Паустовский в «Книге скитаний».

С большим вниманием писатель собирал информацию о мещёрских озерах, отличающихся необычной глубиной и цветом. А рыбалка на «таинственной» реке Пра была для писателя настоящей отдушиной. Азартный рыболов, Паустовский мог жить в палатке у реки целыми сутками, вместе со своими друзьями-писателями — Гайдаром, Фраерманом. Его не пугали комары и сырость, и двух часов сна, считал он, вполне достаточно, ведь живая природа наполняет человека силами и отличным настроением.

Разговоры у ночного костра в окружении замёрших деревьев и искрящихся звезд, глубокомысленные раздумья о жизни через полное единение с природой — вот что так привлекало писателя в этом «огромном мире грусти и тишины» — мире мещёрской природы.

Писатель не мог остаться равнодушным к бескрайним мещёрским лесам. Бывало, он целыми днями бродил по «километрам тишины и безветрия», прислушиваясь к лесным звукам, вдыхая ароматы грибов и ягод. Созерцание каждой минуты лесной жизни, начиная с робкого мгновения, когда «наливается тихим светом заря», и, заканчивая «настороженной тишиной» ночи, навевало Паустовского на мысли о месте человека в мире, о роли природы в современной жизни.

Для Паустовского всё было милым в русской природе. Даже хмурые осенние дни, невыносимый зной и затяжные дожди приобрели в его рассказах неведомую прелесть.

«Смотреть на птичьи стаи, что тянут в небесной мгле над полесьем к тёплому югу», «сладко тосковать от ощущения своей полной родственности, своей близости этому дремучему краю», — так определял своё писательское счастье Паустовский.

Незадолго до смерти писатель сказал:

«Природа любит, требует равновесия и тишины…  Будем же жить с ней в мире, чтобы целиком услышать её  задумчивый голос и узнать радость её тишины».

Сегодня эти слова — как завещание современному поколению.


Список использованной литературы:

  1. Львов, С.Л. Паустовский, К.Г. : Критико-биогр. очерк / Дом дет. книги. — Москва: Детгиз, 1956. — 94 с.
  2. Паустовский, К.Г. Автобиография. Коротко о себе. — Москва: Правда, 1986. — 236 с.
  3. http://paustovskiy-lit.ru.