К сожалению, ученые пока не придумали, как выяснить, способен ли человек учить других. «Современному образованию – современный педагог!» - звучит отовсюду.
А какой он – «современный педагог»? Это тот, кого мы запомним на всю оставшуюся жизнь или тот, кто помнит нас?
Это участник, лауреат, победитель конкурсов профессионального мастерства или тот, кто панически боится всякой публичности, а просто сердцем освоил трудную науку «любить ребенка»?
Это тот, который дает блестящие занятия, или тот, который готов слушать и понимать проблемы своих подопечных, совместно искать пути их решения?
На мой взгляд, педагогика — это скорее искусство, потому что работа хорошего педагога состоит из неимоверного количества составляющих, вбирающих в себя как высочайшие душевные качества, так и прекрасное знание преподаваемого предмета или дисциплины. Он должен быть и артистом, и психологом, и духовником.
Современный педагог не учит, а создает условия для того, чтобы обучающиеся сами «добывали знания», учит их самостоятельно мыслить, доказывать свою точку зрения, оценивать свои возможности и результат своего труда, создает условия для развития творческого потенциала.
Я думаю, что если преподаватель с уважением относится к своим обучающимся, к их мнению и внутреннему миру, то они обязательно рано или поздно ответят тем же. А на этой твердой основе можно и просвещать, и воспитывать, и развивать… одним словом, способствовать созданию взрослых, умных, талантливых людей, которых в нашей жизни порой так не хватает.